Всем на всех наплевать, нас мало волнуют другие люди и то, что с ними происходит. Мы думаем только о себе и ещё о нескольких близких людях, в которых вложили свои усилия или от которых зависим. Подчас даже члены семьи кажутся нам чужими людьми. Нам плевать на всё, пока это не затрагивает наши личные интересы.

Иногда нас может привлечь какое-то происшествие, связанное с другими людьми (смерть, скандал, развод или радостное событие), да и то ненадолго и потому, что задело какие-то личные переживания. Возможно, мы когда-то были близки, любили, ненавидели или завидовали…

Равнодушие стало настолько привычным и обыденным, что, когда вдруг сталкиваешься с противоположными проявлениями, то искренне удивляешься: есть же люди!

И вроде, мы неплохие, зла никому не причиняем, пытаемся быть вежливыми и корректными. Но в глубине души признаемся себе:

Я добрый, но добра не сделал никому (К. Никольский).

Мы — теплохладны, а это ещё хуже, чем те, кто холодны, потому что мы самоуспокоеные, не хотим видеть своих грехов и каяться. И за это будем осуждены:

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:15-16).

Почему так происходит? Мне кажется, дело в следующем: миром правит разум. Люди привыкли быть экономически эффективными, они не хотят делать то, что не приносит им ощутимой выгоды. Это рациональное человеческое поведение, мудрость мира сего.

Человек даже придумал всеобщий эквивалент — деньги. И измеряет ими всё: усилия (физические, мыслительные, творческие, эмоциональные), время («время — деньги»), отношения (даёт деньги — любит, заботится).

Делать добрые дела в обмен на благодарность, почести и ощущение собственной значимости — это нормально для мира.

Известен феномен: когда человек приходит на помощь без риска для собственной жизни, он испытывает такой прилив удовольствия, что считает себя героем. Он получает, хотя нематериальную, но вполне ощутимую выгоду. Это эффективно, только эффект не экономический, а эмоциональный. Тратить усилия (энергию) ради получения положительных эмоций — нормально, это эквивалентный обмен.

Что для человека не рационально, так это — неэквивалентный обмен. Пострадать, отдать имущество или жизнь за другого — это не от мира сего.

Когда люди жертвуют собой и выживают, они чувствуют не удовлетворенность и гордость, а полное опустошение. Они вылили себя без остатка, до дна, и им нужно время, чтобы восстановиться, наполниться снова. Чем? Вопрос вопросов.

А ответ — Любовь, которая есть энергия Бога.

В обычной жизни Господь заполняет сердце человека любовью понемногу, по капле. Почему по капле? Потому что человеческое сердце ограничено и всё заполнено страстями. Выжимая из себя по грамму зло, мы освобождаем место добру — любви.

Любовь — не наше, а божественное достояние и сокровище.

Она — заработок, потому что достается через усилия, труд души.

Она — дар, потому что Господь дарит её по благости и неэквивалентно усилиям.

Она — долг, потому что должна быть отдана другим.

Как одно и тоже может быть заработком, даром и долгом одновременно — это непостижимо для мудрости мира, и наоборот:

мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3:19).

Если человек, наполнен любовью, он не может пройти равнодушно мимо лежащего на улице или не откликнуться на призыв о помощи. Для него помочь людям — это долг любви. За исполнение долговых обязательств награды на земле не полагается.

Иисус Христос учил:

истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40)

К сожалению, люди не хотят быть должными. Ведь им кажется, что они никому ничего не должны. Вот потому и всем на всех наплевать.

Автор: Ольга Фокина-Александровская