Заседание Женского клуба в Доме культуры железнодорожников началось с короткого вступления ведущей – психолога Оксаны, ответственной за создание здорового психологического климата в семьях работников Российских железных дорог.

Тема встречи была известна заранее и касалась счастливых семейных отношений, что несколько диссонировало с синяком, тщательно замаскированным тональным кремом под правым глазом Оксаны. По этой причине молодая женщина, уже пятый год пребывающая в «счастливом» браке, была немного смущена. Окружающим было известно о перманентных проблемах в семье психолога, свидетельствующих о недостаточной профессиональной компетентности.

Отменить заседание Оксана не могла, кривить душой тоже, поэтому под придирчивыми взглядами приятельниц по клубу решила скорректировать повестку дня.

– Всем нам хотелось бы иметь счастливые семейные отношения, – ступила Оксана на хрупкий лёд, – но к сожалению, немногим из нас это удаётся.

Она сделала паузу, обвела взглядом присутствующих, собралась духом и продолжила:

– Сегодня я предлагаю поговорить о том, как понять, что мужчина нас разрушает. Иногда об этом свидетельствуют неоспоримые факты, вроде того, что вы сейчас видите на моём лице, а бывают и скрытые симптомы, которые необходимо выявить. Именно этим мы и займёмся.

Это был ход конём. Оксана призналась, что имеет мужа-разрушителя, но намекнула на то, что в своём несчастье не одинока. Присутствующие дамы понимающе вздохнули и задумались.

– Бьёт значит любит, – иронически прокомментировала одна из них.

Оксана нахмурилась, остальные оживились и заволновались. Для многих тема оказалась знакомой, но преимущественно из чужого опыта. Дамам, регулярно посещавшим Женский клуб, хватало ума избегать подобной практики в собственной жизни, поэтому признание ведущей несколько шокировало. Сапожник без сапог.

– Я думаю, – начала красивая дама лет сорока, – всё дело в патологической ревности. Если муж – ревнивец, нельзя давать ни малейшего повода.

Это был булыжник в огород Оксаны, имевшей в силу профессиональной деятельности широкий круг общения, включавший и молодых мужчин.

– Моему и повода давать не надо, – возразила другая дама. – Ему не нравится даже то, что я общаюсь с подругами. Например, сегодня отпустил с боем, словесным, конечно. Рукоприкладства я не позволяю. Так и заявила ему сегодня: «Ты разрушаешь мою личность». Как в воду глядела. Актуальная тема, поддерживаю! Вы, Оксаночка, молодец, что так откровенно заговорили. Надо знать симптомы, чтобы лечить болезнь.

Присутствующие одобрительно закивали.

– У меня вопрос, – сказала одна из дам, стройная миниатюрная брюнетка. – Является ли признаком разрушителя то, что муж начал давать обидные прозвища, типа: обжора, барахольщица или что-то в этом роде?

Резиденты Женского клуба оживились и загалдели:

– Меня мой однажды коровой назвал.

– А меня овцой.

– Курицей… Росомахой.

– Пончик.

– Безусловно, – отозвалась психолог, – использование прозвищ, даже самых безобидных, является важнейшим симптомом того, что в вашем муже скрывается разрушитель. Сначала кажется, что он называет уменьшительно-ласкательно от большой любви, но по мере того, как животные, с которыми вас сравнивают, становятся всё менее привлекательными, вы понимаете, что любовь проходит.

Женщины задумались, каждой было, что вспомнить.

– И как быть? – спросила одна из них.

– Не разрешать, – строго ответила Оксана. – Пресекать любые попытки подобных прозвищ. У нас есть имена, на худой конец: любимая, дорогая…

– Прозвища – это ерунда. Хуже нет, когда мужчина пьёт, – сменила тему одна из присутствующих. – Я тридцать лет со своим бьюсь, никаких сил не осталось. И правда, ощущение, что он меня разрушил.

Все понимающе вздохнули.

– Алкоголь, ревность, оскорбления, ограничение общения… Что ещё мы можем добавить к портрету разрушителя? – спросила Оксана.

– У меня проблема, – сказала симпатичная блондинка лет тридцати пяти. – Мой муж пытается меня постоянно контролировать: куда пошла? где была? с кем? зачем? Я так устала от этих расспросов, что иногда даже отказываюсь от своих планов. Проще не пойти, чем объясняться.

– Многие мужчины считают жён своей собственностью, будто они их приватизировали, – прокомментировала незамужняя дама.

– А у меня другое, – подала голос полная шатенка. – Муж постоянно обвиняет меня в своих неудачах. Чтобы ни случилось, виновата я: не предупредила, надавила, не сделала, отвлекла, не подсказала, накаркала… Так и хочется дать по лбу!

– Обвинение жены в собственных неудачах – важный признак мужа-разрушителя, – объяснила Оксана.

Женщины продолжали набрасывать версии:

– Я заметила, – сказала дама в парике, – что мой муж постоянно старается вызвать у меня чувство вины…

– А мой кричит и хлопает дверью. Уже боюсь что-то сказать.

– Мой придумал теорию, что женщина должна служить мужчине, быть покорной, типа: Ева создана из ребра и должна быть помощницей…

– Мы не будем ставить под сомнение общечеловеческие ценности, – авторитетно заявила Оксана, – но при том состоянии, в котором мужчины находятся сейчас, покорность им может привести к полному разрушению.

Она непроизвольно коснулась правой щеки и покраснела.

– Есть ещё одна проблема, – задумчиво произнесла дама в красном. – Даже не знаю, как объяснить… У моего мужа есть такая манера: когда я уезжаю куда-нибудь, в командировку, на отдых, к маме или просто ухожу надолго, то обязательно что-то случается, какая-то неприятность. Коля звонит и высказывает претензии, словно я во всём виновата, портит мне настроение. В последний раз нашёл на антресолях мои старые дневники и зачитывал из них места, которые его больше всего возмутили. Все нервы истрепал. Хоть не езди никуда!

Присутствующие задумались. Методы мужей-разрушителей оказались многообразны и изощрённы. Синяк под глазом Оксаны уже не казался таким уж вопиющим.

– Что же нам делать? – спросила дама в красном после долгого молчания присутствующих.

Оксана обвела всех взглядом и ответила:

– Моё мнение: мы должны на корню пресекать все попытки нас разрушать. Мы как здания: сначала появляются лёгкие трещинки, потом сыплется штукатурка, если ничего не предпринимать, то трещины будут увеличиваться, и мы в конце концов рухнем, останутся одни развалины.

– Правильно, надо пресекать на корню! – заявила шатенка. – Если не получится, то уходить. Лучше быть одной, но цельной, чем вдвоём, но разрушенной.

Остальные дружно закивали. Все главные слова были сказаны, в зале на какое-то время воцарилась тишина, но не полная, из заднего угла доносился навязчивый, тихий скрежет. Сразу несколько голов повернулись в ту сторону, чтобы понять причину странного звука.

У стены на корточках сидел мужчина и возился с розеткой.

– Борис Иванович, – удивлённо сказала Оксана. – Что вы там делаете? Мы не заметили, как вы вошли.

– Куда уж заметить! – усмехнулся местный электрик. – Вы так бурно обсуждали! Я, Оксана Сергеевна, работаю. Проводка совсем старая, розетка искрит, меняю.

– Значит, вы слышали, о чём мы говорили? – спросила дама в красном.

– Слышал, я же не глухой, – улыбнулся Борис Иванович.

– Ну и что вы думаете по вопросу, который мы обсуждали? – не унималась любительница красного. – Вы согласны, что мужчины нас разрушают?

– Правильно вы всё говорили, – усмехнулся электрик. – Вот только объясните мне такую вещь: сейчас уже семь часов вечера, а мне домой идти неохота. Как подумаю, что там моя Рая сидит, так ноги сами тормозят. Думаете, она меня не разрушает?

Он опять взялся за работу, потом обернулся и добавил:

– Все мы и созидатели, и разрушители, каждый в своё время. А почему так происходит, никто не знает.

Под всеобщее молчание он доделал свою работу и вышел из зала. Проводив его взглядом, Оксана сказала:

– На сегодня закончим. Надеюсь, наша встреча была полезной, и каждая из нас сделает соответствующие выводы.

Дамы закивали, поднялись и направились каждая в свою жизнь, строить и разрушать.

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Художник: Джоанна Мишталь