Терпение имеет свои причины и границы. Иногда мы терпим, боясь разрушить свою жизнь. Оказаться под завалом – страшно, выбраться из-под обломков – нет сил, пойти дальше самостоятельно – не хватает смелости. Порой мы боимся испортить жизнь другого человека или слушаем близких, которые говорят: «Терпи!».
Со мной случилось иначе, я встретила человека, который сказал: «Посмотри на себя! В кого ты превратилась?! Беги, куда глаза глядят!». И я убежала.
***
Сколько себя помню, отчим называл меня «пигалица». Я не знала, что это значит, думала, что-то мелкое, никчёмное, лишнее. Старалась не попадаться на глаза. Мне вообще не нравился его взгляд, опасный.
Наверное, мама любила меня, но я этого не чувствовала. Со временем я поняла, что чем меньше лезу к родителям с вопросами и просьбами, тем меньше получаю обидных слов. Поэтому перестала спрашивать и просить, решила, что обойдусь. Я строго выполняла то, что от меня требовалось: не шумела, не разбрасывала вещи, не приставала с расспросами, ела, что дают, хорошо училась, приходила вовремя, не приводила домой друзей.
Когда я выросла, ничего не изменилось, только характер у отчима стал хуже. Старея, он начал смотреть на мир мрачнее, постоянно был недоволен и срывал злость на окружающих. А потом я влюбилась, не в мужчину, в театр. Стала ходить на репетиции и играть в спектаклях студии актёрского мастерства. Когда отчим узнал, то устроил скандал, стал кричать, что не позволит вертеть задницей на сцене. Запомнила его фразу: «Пока ты живёшь в моём доме, будешь выполнять мои правила!».
Я так и не смогла понять, почему его так взбесило моё увлечение. Тогда для меня это был вопрос жизни и смерти. Жить без театра я не хотела, в чём горячо и честно призналась. Отчим смерил меня взглядом, принёс бельевую верёвку и мыло, сунул мне в руки и сказал: «На, балка на чердаке».
Я поднялась наверх, под самую крышу. Там стоял старый бильярдный стол, а в углу – потёртое кожаное кресло. Я села в него и долго плакала. Больше в театр-студию я не ходила. После окончания школы поступила на экономический факультет, так хотели родители, мне было всё равно. А потом в моей жизни появился другой мужчина. Он стал приходить к нам в дом. Сначала я была в неведении, но вскоре до меня дошло: родители считают, что он для меня хороший кандидат, и я должна стать его женой.
Мне не нравился его взгляд, такой же, как у отчима, опасный. И я поняла: сейчас или никогда. Куда я поеду, не знала. Мне нужно было время, и я стала его тянуть. Сказала, что не против свадьбы, но только после окончания института. Родители милостиво согласились и, не дожидаясь формальностей, приняли избранника в наш дом. Выделили комнату, и он стал приезжать по выходным. Общался в основном с отчимом, вёл деловые разговоры, жарил шашлыки, ходил на рыбалку, играл в бильярд. Я ждала, когда получу диплом, и копила деньги.
Сразу после того, как заветные корочки оказались в кармане, я нашла работу в другом регионе и уехала из родительского дома. Когда прощалась с мамой, она плакала и просила остаться. Я понимала, что приношу ей боль, но больше не могла жить там, где мне не дают дышать. Пигалица раскрыла крылья и улетела.
Прошло много лет. В чужом городе я построила свою другую жизнь. Мы периодически виделись с мамой, я приезжала навестить её, но мы всегда встречались вне дома. В последний раз виделись в кафе. В её глазах была печаль, она пожаловалась, что отчим стал совсем невыносим.
– Поехали со мной! – предложила я.
– Как это? – не поняла мама.
– Просто. Возьмёшь самое необходимое. Будем жить вместе.
– Я не могу, – испуганно ответила она. – Он же мой муж. Да и как я оставлю дом? Его строил ещё мой отец.
Я не знала, что сказать матери. Вспомнила случайный разговор накануне моего отъезда. Мы встретились на улице с парнем из театральной студии, он предложил пройтись. Я рассказала ему всё, включая то, что меня выдают замуж. Его слова врезались мне в память:
– Посмотри на себя! В кого ты превратилась?! Ты же играла Джульетту. Беги, куда глаза глядят! Ты у себя одна. Не живи по чужим правилам! Ты – свободный человек.
Если бы не этот разговор, неизвестно, решилась бы я на побег или нет. Мне тогда тоже было страшно, как сейчас моей маме.
Я взяла её за руки и сказала:
– Мама, ты у себя одна! Хватит, жить по его правилам! Посмотри на меня! Если бы я тогда осталась с вами, я была бы самым несчастным человеком. А сейчас я живу так, как хочу. Я счастлива!
Мама ответила мне грустным взглядом, потом сжала мои руки и сказала:
– Я не могу, слишком поздно. Твой отчим не такой уж плохой человек. Я привыкла. А ты приезжай к нам! Он будет рад тебя видеть. Ему недолго осталось, он болен.
Она попрощалась и ушла. Я сидела за столиком кафе и думала, что будет с ней, когда отчима не станет. И поняла, что вернусь. Не сейчас, позже, когда буду ей нужна.
Автор: Ольга Фокина-Александровская
Художник: Karol Bak