Однажды в свой день рождения я гуляла по Венеции и раздумывала, как бы по-особенному провести этот день. Я была совершенно одна, в малознакомом городе, поэтому выбор развлечений был невелик.
Вообще, когда путешествуешь в одиночку, есть множество ограничений. Например, ты не можешь пойти вечером в ресторан. Пойти конечно можно, но для Италии это необычно, и на тебя все будут смотреть. От повышенного внимания будет неловко, и не получишь удовольствия ни от еды, ни от атмосферы места. Проще всего ужинать в отелях. В таких местах никто ни на кого не обращает внимания.
Ещё одно неудобство – не с кем поговорить. Английский я знаю плохо, итальянский и того хуже. А когда в день рождения не с кем поговорить – это совсем тоска. Чувствуешь, что жизнь не удалась.
В тот день я побродила по городу. Пообедала в уличном кафе. Купила себе подарок на мосту Риальто, миниатюрную лупу из муранского стекла. Изящная вещица, на ручке – вставка из шлифованного аметиста с головой медузы Горгоны. Надеясь на скидку, сказала продавщице, что у меня день рождения. Но в ответ получила только горячие итальянские поздравления и открытку с видом Венеции. Ну что же, и на том спасибо!
Перешла канал. Покрутилась у рыбного рынка. Глаза разбежались от роскошных развалов морских даров: рыба, огромные креветки, лангусты, крабы, гребешки, кальмары, скаты, моллюски разных видов…
«Жалко, что негде приготовить», – подумала я и пошла дальше.
И тут мне на глаза попалась яркая афиша, приглашающая на концерт Вивальди. Я не знаток классической музыки, но кое-что мне нравится. Чем знаменит Вивальди, я плохо представляла. Знала только его «Времена года», да, пожалуй, и всё. В этот раз на афише значилось: Le quattro stagioni, то есть те самые Четыре времени года. Концерт должен был состояться в Скуола Кармини, в одном из красивейших венецианских дворцов.
«А почему бы и нет? – подумала я. – Всё равно других вариантов не предвидится», – и купила билет.
Вечером я пришла одной из первых. Полюбовалась интерьером дворца и заняла своё место в зрительном зале. Сидела, рассматривала публику, которая постепенно прибывала. Изучила рекламный буклет. В нём, кроме упомянутого шедевра, значилось ещё несколько произведений, в том числе «Адажио».
Ничего особенного не ожидала. Я и раньше была на концертах классической музыки и уходила не в восторге. Если честно, предпочитаю оперу или балет, там хоть сюжет есть. Но тут начало происходить что-то необычное.
На сцену стали выплывать дамы в кринолинах с высокими причёсками в стиле барокко. Они выносили с собой музыкальные инструменты, делали зрителям реверансы и изящно устраивались на лёгких стульчиках. Дам было человек десять, может больше, не считала. Одна из них присела у клавесина. Концерт начался. Зазвучали скрипки.
Напомню, «Времена года» состоят из четырех скрипичных концертов: Весна, Лето, Осень, Зима.
«Красивые венецианки в париках и старинных костюмах играют музыку в стиле барокко. Необычно, но не феерично,» – подумала было я, но спустя несколько мгновений почувствовала, что что-то меняется. Наверное, это и называют «Волшебная сила искусства».
Гениальная музыка как будто пробилась внутрь меня, в самую сердцевину. Как ни странно, там тоже обнаружились струны. Они завибрировали в такт музыке. Сначала едва-едва, потом всё сильнее. Моя душа, плотно задёрнутая шторами рационализма, вдруг обнажилась и заиграла вместе с музыкантами.
ВЕСНА. Наивная юность. Романтические грёзы и томление. Волшебные мечты и надежда на счастье. Разочарования и слёзы. Новые увлечения и взросление.
ЛЕТО. Расцвет. Нега любви. Борьба. Тревога ревности. Опьянение страсти. Ликование и победа. Страдания и муки. Веселье и радость. Всё это звучало у меня внутри. Это не были какие-то конкретные воспоминания. Это была чистая энергия со множеством оттенков, переходящих один в другой. Когда заиграли Грозу, моя душа заметалась в груди, словно ей было тесно. А глаза заполнились слезами. Потом эта жгучая влага полилась прямо внутрь меня. Не люблю слово катарсис, но это точно был он. Грозовые потоки великой музыки смывали пыль и грязь с моей души. И мне стало легче дышать.
ОСЕНЬ. Торжественная, плодоносная, самодостаточная. Но и в ней были вспышки буйной энергии, а в конце – грусть от приближающейся зимы.
ЗИМА. Благородная, чистая, почти прозрачная. И ощущение, что всё прошло, всё позади. Светлая грусть, но вдруг откуда-то налетел поток какой-то нездешней силы. И радость, потому что зима – это не конец. Дальше – возрождение и новая жизнь.
Я вышла из палаццо другим человеком, как-будто умерла и заново родилась. По крайней мере, мне так казалось. Именно то, что нужно в день рождения.
Сколько я потом ни слушала вариантов исполнения этой гениальной музыки, ни один из них не производил на меня подобного впечатления, как в тот день в венецианском дворце на родине великого итальянца.
Может, там летал дух Вивальди, и это он сам играл на струнах моей души?
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди, под старый клавесин,
Под скрипок переливы, под завыванье вьюги
Условимся друг друга любить, что было сил
(А. Величанский)
Автор: Ольга Фокина-Александровская
Художник: Елена Хмелева