В глубокой морской впадине, где всегда темно, и день неотличим от ночи, скрывалось мрачное царство рыбы-удильщика. В нём жили маленькие глупые рыбки. Они рождались подслеповатыми, но очень любили свет, поэтому частенько попадались на удочку хитрого удильщика, который приманивал их светящейся лампочкой и безжалостно проглатывал, считая своей законной добычей. Краткой и безрадостной была жизнь рыбок. Они сновали туда-сюда в поисках пищи и лишь во сне видели красивую сказочную страну, где светло, тепло и радостно.
Однажды всё изменилось. Нежданно-негаданно, откуда ни возьмись, на морском дне появилась большая жемчужина. Она лежала в перламутровой раковине и излучала тёплый золотистый свет. Весть о ней мгновенно распространилась по долине, и множество рыбок собралось вокруг, чтобы подивиться внезапному чуду. Никто и никогда не видел такой прекрасной жемчужины. Смельчаки подплывали к ней совсем близко, касались её, и от этого их плавники начинали светиться. Рыбки приходили в величайший восторг и радостно резвились вокруг жемчужины. К ним присоединялись и остальные обитатели дна, им тоже хотелось быть красивыми и счастливыми.
Лишь те, которые были совсем слепы, ничего не замечали и держались поодаль, как и старый удильщик. Он наблюдал за происходящим из расщелины скалы и злился. Его лампочка казалась тусклой по сравнению с ослепительным светом жемчужины. Нечего было надеяться, что кто-то клюнет на его удочку, особенно после того, как рыбки сами стали светиться. Нужно было что-то делать. Охотиться иначе и быстро плавать удильщик не умел. Он был слишком неповоротлив, чтобы поймать бойких, юрких рыбок.
Тяжёлые думы заклубились в голове у старого удильщика. В его тёмном царстве золотая жемчужина была явно лишняя. Её нужно убрать. Но как? Наблюдая, он заметил одну вещь: жемчужная пыль держалась на рыбках недолго и постепенно исчезала, словно растворялась в воде. Если спрятать жемчужину, то рыбки о ней забудут, и всё станет по-прежнему, как раньше.
Удильщик вылез из расщелины и поплыл к жемчужине, распугивая по пути рыбьи стайки. Трудился долго. Ему удалось закопать жемчужину в ил, и в морской долине снова стало темно. Утомившись, он заснул прямо на образовавшемся холмике, а когда проснулся, всё было как прежде. Глупые рыбки крутились вокруг удочки, не подозревая, что через мгновение кто-то из них окажется внутри хищника.
Всё бы ничего, но удильщик заметил, что в его царстве появился чужак – рыба-нетопырь. Красногубому соседу было строго-настрого запрещено заплывать за чёрные скалы, однако слухи о необычной жемчужине достигли и его, а любопытство заставило сняться с места и заглянуть на чужую территорию.
Удильщик решительно направился к незваному гостю, чтобы прогнать его, но вдруг почувствовал за спиной движение, обернулся. Жемчужина выплыла наружу, раздвинув рыхлый ил, и снова заблистала во всей своей ослепительной красоте. Маленькие рыбки со всех сторон устремились к ней, будто увидели её в первый раз.
«От неё не так-то просто избавиться», – подумал удильщик, и в его голове тут же созрел хитроумный план – отдать жемчужину любопытному соседу, пусть заберёт её и утащит в своё царство за чёрными скалами. Даже уговаривать не надо, достаточно просто спрятаться и понаблюдать.
Довольный собой, удильщик укрылся в расщелине и проследил, как нетопырь осторожно подполз к жемчужине, захватил её своим щупальцем, затащил в рот и поспешил прочь. Однако долго не проплыл, похитителю стало нехорошо. Высокомерное выражение морды сменилось на растерянное. Он рухнул на брюхо, неловко растопырив толстые плавники. Было видно, что плыть с жемчужиной внутри похититель не может, а выпустить наружу – не хочет. Так и лежал нетопырь с полным ртом, пока не проголодался. Рыбки сновали вокруг него, но схватить их он не мог.
Удильщик потерял терпение и решил припугнуть соседа, вылез из укрытия, оскалил рот и показал страшные, острые зубы. Нетопырь и впрямь испугался. Но вместо того, чтобы поскорее убраться восвояси вместе с жемчужиной, он выпустил её и ринулся прочь. В тёмном царстве снова стало светло от золотого перламутрового блеска.
Удильщик почувствовал острый голод. Сидя в засаде, он забыл, когда ел в последний раз. Память у него была получше, чем у маленьких рыбок, но всё равно короткая. Об охоте нечего было и думать, лампочка на удочке совершенно померкла и не выделялась на фоне рыбок, вновь светящихся от жемчужной пыли.
«Нет, я так с голоду помру!» – возмутился удильщик и решительно направился к жемчужине. Напрягся и дотолкал её до ближайшей расщелины. Засунул в самую глубь и завалил сверху мелкими камушками и ракушками. На морском дне снова стало темно. Хитрец развернул свою удочку, глупые рыбки ринулись к нему, и совсем скоро охотник был сыт и доволен.
Однако счастье длилось недолго. Удильщик заметил, как из-за синей скалы выползло чудище – огромный рак со страшными челюстями и клешнями, силу удара которых испытывать не хотелось. Пришелец доковылял до расщелины, расковырял камни и вытащил жемчужину, которая тут же осветила всё вокруг золотым светом. Рак неспеша исследовал её, после чего разочарованно отполз в сторону. Ни вкуса, ни запаха.
Тем временем удильщик держался в укрытии и опять мучился от голода. «Надо искать новое место, – думал он. – Здесь мне жизни не будет».
Он окинул тоскливым взглядом своё бывшее царство, которое становилось всё светлее и светлее, и поплыл прочь из долины. Оглянулся на прощанье и увидел ковыляющего следом рака, вид у того был недовольный и устрашающий. Удильщик сложил удочку и поплыл быстрее, туда, куда глаза глядят, подальше от чёрных и синих скал, а главное – прочь от жемчужины, которая поломала всю его охоту.
В долине на дне глубокой морской впадины началась новая жизнь – царство света, добра и радости.
Автор: Ольга Фокина-Александровская
Изображения созданы автором с использованием нейросети Кандинский