Урок давно закончился, все разошлись, а неразлучные друзья Миша и Саша сидели за своей партой и горевали. Решение учителя расстроило их до такой степени, что возмущаться не было сил.

– Ну мы и влипли! – сказал Саша.

– И не говори! – поддержал его Миша. – Не повезло.

Мальчикам предстояло делать совместный проект по биологии. Беда была в том, что третьим в их команду назначили Жору, самого зловредного человека на свете. Он был новеньким, появился в классе недавно и, хотя был круглым отличником, сразу же получил прозвище «Плохиш». Новичок никого не слушал, никому не помогал, ни с кем не дружил.

– Уж лучше бы нам дали кого-нибудь из девчонок! – сказал Саша.

– Да уж! – обречённо вздохнул Миша. – Плохиш будет гнуть своё, не примет ни одного нашего предложения… Что будем делать?

– Не знаю.

– Как думаешь, Плохиш плохой или плохо воспитан?

Миша был умным мальчиком и знал, что плохие люди бывают двух типов: плохие сами по себе и плохо воспитанные. С первыми ничего поделать нельзя, сколько ни вкладывай усилий, хорошие из них не получатся. Вторые могут измениться, но придётся повозиться.

Саша тоже был умным мальчиком, поэтому ответил:

– Не знаю, но выбора у нас нет. Ничего не поделаешь, придётся работать с ним. Проект рассчитан на троих, командная работа.

В человековедении Саша разбирался плохо, зато в природоведении равных ему не было. А всё потому, что он очень любил животных.

– Ты прав, – согласился Миша. – Представляю, как с ним будет трудно. Что ни предложим, начнёт критиковать и доказывать, что мы – недоумки. Будет стоять на своём и манипулировать, пока мы не согласимся на его вариант. А соглашаться нельзя. Если пойдём у него на поводу, проиграем.

– Это точно, – вздохнул Саша. – Представляешь, Плохиш уже заявил, что наш проект будет про растения-гиганты. Даже с нами не посоветовался! Я, например, хочу про животных, а с этими пальмами-баобабами конкурс проектов точно не выиграть, негде развернуться.

– Что же делать? И так плохо, и так. Дилемма, – сказал Миша и глубоко задумался. – Есть у меня одна идея… Давай сделаем вид, что мы поругались.

– И что это даст? – заинтересовался Саша.

– Плохишу придётся нас мирить. Он – карьерист, отличник. Сразу поймёт, что из-за нашей ссоры проект сорвётся, и не видать ему высокой оценки. Он будет рад любому предложению, лишь бы мы оба были на него согласны. Сосредоточится не на своих идеях, а на том, как нас помирить. Он даже не поймёт, как мы его обыграли.

– Гениально! – восхитился Саша.

– Согласен, мне тоже нравится. Технику дела беру на себя, а твоя ответственность – проект. Какую тему выберем?

– Мне хотелось бы – «Для чего животным хвост?» – и Саша рассказал, как он видит проект: нужно выбрать разные типы животных и рассмотреть, какие бывают хвосты и для каких целей используются.

Друзья обсудили основные этапы предстоящей работы и главные моменты стратегии «Обмани Плохиша». Навскидку всё получалось неплохо. Друзья заметно воодушевились и покинули школьные стены в приподнятом настроении. Нет ничего лучше, чем хорошая новая игра.

***

На следующий день игра началась. После школьных уроков друзья и Жора встретились в ближайшем сквере для проработки проекта. Саша и Миша заметили, что Плохиш не спешит высказывать свои идеи и ждёт, когда это сделают они, чтобы раскритиковать и посмеяться над ними. Заговорщикам это было на руку. Первым начал Саша. Он предложил тему про хвосты. Не дав забраться на любимого конька, Миша грубо прервал товарища и заявил:

– Мне не нравится. Я не буду делать такой проект. Хочу взять тему «Растения-барометры».

Жора не успел и рта раскрыть, как друзья разругались в пух и прах. Плохиш понял, что предложи он сейчас свой вариант, его просто разорвут на части. Наругавшись вдоволь, Миша и Саша заявили, что не могут работать в такой нервной обстановке, и разошлись, оставив Плохиша в недоумении. Он понял, что с такими соисполнителями хорошей оценки не видать. Это его сначала рассердило, потом не на шутку расстроило.

Жора пошёл домой в тяжелом состоянии духа. Весь вечер он думал, а наутро решил во что бы то ни стало помирить Сашу и Мишу. Сам он хотел делать проект про растения-гиганты, но если старички так сильно поругались из-за темы, то ему-новичку нечего и соваться со своими гигантами, иначе он наживёт гигантские проблемы. Чью тему выбрать – про хвосты или барометры – казалось неважным, главное – уговорить одного из спорщиков уступить другому.

Следующий день Жора провёл в переговорах, пытаясь помирить бывших друзей, говорил то с одним, то с другим. Ни один не хотел сдаваться. Плохиш понял, что даже тройки не получить, проекта не будет. Тогда он пошёл на крайние меры – пожаловался учителю биологии на участников команды и заверил, что готов сделать проект один. Учитель внимательно выслушал его, но на компромисс не пошёл, объяснил, что суть проекта в том и состоит, чтобы научиться работать в команде.

– Я-то при чём? – негодовал Жора. – Два упрямых осла не хотят, а я – что, козёл отпущения? – но это был глас вопиющего в пустыне.

Время шло, а продвижений не было, день пропал впустую. Всю ночь Жора не спал, переживал. На следующее утро он уже не мог ни язвить, ни вредничать, был сосредоточен и задумчив. Искал аргументы, как можно убедить неприятелей-сокомандников пойти навстречу друг другу.

В результате тяжёлой позиционной борьбы Миша сдался и согласился на хвосты. Жора почувствовал облегчение и был почти счастлив. Однако проблемы не закончились. Когда стали распределять между собой животных, Миша и Саша опять заспорили, оба хотели писать о зверях. Жора стал призывать к здравому смыслу и просил успокоиться. Саша милостиво согласился на птиц. Плохишу остались рыбы, пресмыкающиеся и морские животные. Возражать не стал, побоялся.

Когда через неделю ребята встретились с готовыми материалами, Миша и Саша опять переругались. Никто из них не хотел заниматься презентацией, и Жоре поневоле пришлось взять её подготовку на себя. Он потратил три вечера и сделал красивые слайды со множеством картинок и рассказами о том, для чего животные используют свои хвосты.

Саша и Миша одобрили презентацию, но опять заспорили, на сей раз о том, кому выступать с докладом, каждый хотел блеснуть перед классом. Жора мечтал об этом больше других, но когда он увидел, как раздуваются ноздри Саши, и какие истеричные нотки появляются в голосе Миши, он закрыл рот и молился про себя, чтобы эти двое договорились. В конце концов Миша уступил право презентации автору идеи, и это было справедливо.

Саша выступил прекрасно, все трое получили высшие баллы. По итогам конкурса их проект был признан лучшим и получил главный приз в виде поездки в столичный зоопарк. Счастью ребят не было предела. Все трое чувствовали себя победителями. Трудная победа сблизила. После занятий они вместе пошли в кафе-мороженое.

Когда Миша и Саша остались вдвоём, первый спросил:

– Ну, как ты думаешь, Плохиш просто плохой или плохо воспитан?

– Плохо воспитан, иначе у нас ничего бы не получилось.

– Согласен. Тогда продолжим эксперимент по исправлению Плохиша? Возьмём его в нашу компанию? Лично я не против, но придётся поработать.

– Заодно и развлечёмся, – улыбнулся Саша.

– Ага. Сделаем из Плохиша человека!

Друзья пожали друг другу руки и пошли по своим домам.

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Изображения созданы автором с использованием нейросети Кандинский