Когда-то я вела семинары по менеджменту качества. В одном из стандартов вычитала, что существуют три степени удовлетворённости. Речь там шла о клиентах, но чем наш благоверный хуже?

1 степень: НЕУДОВЛЕТВОРЁН. Если не получает того, чего ожидал.

Знакомо? Ещё бы! Реакцию помните?

2 степень: УДОВЛЕТВОРЁН. Когда ему дали то, что соответствует его ожиданиям.

Между первой и второй промежуток небольшой. Только здесь это выражение не подходит. Эти два состояния разделяют не просто пятьдесят оттенков серого, а многоцветный спектр радуги.

Если очень хочется, уровень удовольствия можно измерить в процентах (фифти-фифти, т.е. — 50%; скорее да, чем нет — больше половины. Есть более точные методы — для профессионалов).

3 степень: ВОСХИЩЁН.

Это слово было настолько неуместным в строгом стандартизированном тексте, что я смутилась. Не понимала, как оно туда попало. Ерунда, подумала я. Неудачный перевод с английского, не смогли подобрать подходящего синонима.

Спустя пару дней я убедилась, что редакторы русского варианта стандарта были совершенно правы. Понять это помог случай.

Приближался день рождения моего мужа. Он давно мечтал о квадроцикле и решил сделать себе подарок, заказал у приятеля из Москвы, занимающегося продажей разной техники для больших мальчиков.

Позвонил, договорился. Конягу должны были привезти точно в срок. Мы догадывались о том, с какой прохладцей москвичи исполняют надлежащие обязанности. Пока утром встанут, выпьют чашечку кофе, придут на работу, оформят документы, погрузят, довезут в такую глухомань (230 км) — настанет обед.

Поэтому мы не торопились, ночевали в квартире (в городе, в двадцати километрах от загородного дома). Лежим, спим. Время — около восьми. Звонок: «Приезжай! Мужика привезли» (в смысле: железного коня).

Мы — ноги в руки и поскакали. Домчались до места. Издалека увидели фургон Газели перед воротами. Глянула на мужа: удовлетворён. Его радость зашкаливала оттого, что встреча с желаемым произойдёт так скоро.

Когда открыли дверцы и выкатили квадроцикл, он остолбенел. Сзади к раме была привязана огромная связка воздушных шаров (как в Трёх толстяках). Красные, белые, желтые, голубые, зелёные — их было множество. Они колыхались на ветру. Именинник был восхищён.

Охотник, рыбак, кладоискатель, следопыт — никогда в жизни он не пожелал бы такого сюрприза, ему бы это даже в голову не пришло. Его восхитило другое — внимание и забота, неожиданные, перелившиеся через край и засверкавшие многоцветьем под августовским солнцем.

Восхищение наступает тогда, когда обретаешь то, чего не ожидал, на что даже не смел надеяться.

Сорокалетний, почти стокилограммовый, мужик оседлал свою мечту, завёл, поддал газу и не успокоился пока не объехал деревню. Жители выглядывали из окон. Что за странный чудак тарахтит ни свет, ни заря? Да ещё с ярким облаком за спиной.

Катался полдня. Я говорила ему: «Шары хоть сними!». Не тут то было. К вечеру их осталось всего несколько штук. Остальные полопались в лесу. Вечером он отвязал выживших и прикрепил над кроватью. Остатки былой роскоши ещё долго висели под потолком, напоминая о пережитом восторге.

Не могу забыть этого эпизода, до сих пор перед глазами его счастливое лицо. Восхищать того, кто рядом, надо, хотя бы иногда.

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Изображение: Pixabay.com