Глава 1. Возвращение беглого мужа

Вера Павловна прогуливалась с Персиком по утреннему парку и раздумывала над превратностями судьбы. Ещё недавно она была уверена, что контролирует ситуацию и может планировать свою жизнь на десять лет вперёд, но колесо Фортуны крутанулось, и стабильность сменилась неопределённостью. Причиной стало внезапное появление бывшего мужа, о существовании которого Вера Павловна почти забыла.

Пятнадцать лет назад Валерий покинул страну и уехал вслед за новой любовью по имени Оксана. Первое время пытался посылать оставленной супруге послания с извинениями и поздравления с праздниками, но ответ на них был один – гробовое молчание. «Умерла, так умерла», – по-видимому решил Валерий и замолк надолго, до прошлой среды.

Его телефонный звонок раздался в тот момент, когда Вера Павловна купала Персика после очередной прогулки. Валерино «я вернулся» ей не понравилось.

– Мне нет до этого никакого дела, – строго сказала она и почти не покривила душой, в ту минуту ей именно так и казалось. Но положив трубку, она задумалась и чем больше думала, тем больше волновалась.

Когда обитательница трёхкомнатной квартиры услышала звонок в дверь, степень её беспокойства достигла наивысшего уровня. Открыв, женщина обнаружила беглого мужа с вещами. Немного растерявшись, она разрешила пройти на кухню, налила чаю и выслушала слёзный рассказ о распаде пятнадцатилетней семьи беглеца, так и не выросшей до трёх человек. Похоже, в проблемах деторождения был виноват сам Валерий, хотя всегда утверждал обратное.

Страну, в которой он обосновался вместе с новой любовью, постигло великое бедствие и заставило сняться с насиженного места. Семья раскололась из-за непримиримых разногласий, Оксана рванула на Запад, а Валера – к корням, на Восток.

– Что ты от меня хочешь? – спросила Вера Павловна, стараясь выглядеть как можно равнодушнее.

– Верочка, можно я у тебя поживу? Недолго, пока не устроюсь на работу и не сниму квартиру. Ты же знаешь, специальность у меня ходовая, проблем не будет.

Отказать в помощи бывшему супругу Вера Павловна не могла и выделила ему одну из комнат совместно нажитого имущества, которое он когда-то легкомысленно бросил в пылу новой любви. Как женщина благородная и сердобольная, Вера не могла поступить иначе, тем более, что пребывание незваного гостя обещало быть временным. Но как только Валерий занял свою бывшую комнату, всё стало усложняться.

Именно об этом и размышляла Вера Павловна тёплым июльским утром, прогуливаясь с Персиком по близлежащему парку. Главная проблема была в том, что супруги до сих пор не были разведены, и даже хуже – часть квартиры всё ещё принадлежала изменщику. Разделённые государственной границей, они так и не удосужились решить юридические вопросы, о чём Вера Павловна сейчас сильно жалела, но было уже поздно.

Глава 2. Беглый муж и список дел

Веру Павловну оплетала паутина сомнений. Приняв беглого мужа на своей территории, она пошла на риск: пустить всегда легче, чем выгнать. Однако не помочь она не могла, это противоречило её сердобольной натуре. Как ни крути, но этого человека она когда-то любила. Успокаивало, что бабочек в животе не наблюдалось, а следовательно, был шанс сохранить ясную голову, ритмичный пульс и давление в норме.

Положа руку на сердце, Вера Павловна была благодарна Валерию. Поддавшись порыву новой любви пятнадцать лет назад, он не стал мелочиться, а оставил всё имущество супруге и скрылся в направлении западной государственной границы, прихватив лишь два чемодана с личными вещами.

Его неожиданный приезд и заселение на общие квадратные метры были лишь следствием действия непреодолимой силы, но никак не стремлением навредить бывшей супруге или пошатнуть её материальное положение.

Валерий с воодушевлением принялся за благоустройство своего нового-старого места жительства, которое за прошедшие годы не испытало на себе ни мастерка отделочника, ни кисти маляра, и изрядно обветшало.

Вновь прибывший сразу определил свежим взглядом, что нужно поштукатурить, подклеить, подлатать, и потихоньку принялся за благоустройство. Первым делом Валерий сменил прокладки в смесителе на кухне и вымыл окна на лоджии. Вера Павловна наблюдала за этим с некоторым изумлением и скрытым удовлетворением.

Готовил Валера тоже сам и каждый раз приглашал бывшую жену за стол, но та неизменно отказывалась, сохраняя достоинство и давая понять, что не собирается играть в семью. Но он не отчаивался и не оставлял попыток растопить сердце благотворительницы.

Самым возмутительным было то, что Валера подружился с Персиком и втихаря подкармливал его, чем начисто сбил график кормления и сделал шпица избирательным в еде, чего за ним раньше не водилось. Такого безобразия хозяйка потерпеть не могла, и инициировала напряжённый разговор.

– Как у тебя с поисками работы? – строго спросила она. – Прошла неделя. Есть результаты?

Сама Вера Павловна уже полгода была на пенсии, но расслабляться себе не позволяла и выполняла целый ряд ежедневных ритуалов для поддержания жизненного тонуса, включая прогулки с Персиком, йогу, бассейн, солевые ванны, просмотр новостей и политических ток-шоу.

На её вопрос Валерий честно ответил:

– Пока нет, но не беспокойся! Я обязательно найду вакансию с хорошей зарплатой. Мы не будем ни в чём нуждаться.

– Мы?! – возмутилась Вера Павловна. – Что ещё за «мы»? Я пустила тебя ненадолго, пока не найдёшь работу.

– Верочка, – голос Валеры стал мягким и проникновенным, – я много думал в последние дни и понял, что у нас есть будущее. Последние пятнадцать лет были ошибкой, затмением. Сам не понимаю, как я мог оставить тебя и уехать…

– Прекрати! – строго прервала его Вера Павловна. – Мне не семнадцать лет, чтобы это прокатило.

– Да, я понимаю, я очень виноват перед тобой. Из-за меня ты так и не устроила личную жизнь. Но давай оставим все обиды в прошлом и начнём заново! Ведь мы с тобой по закону до сих пор муж и жена…

– Что?! – возмущению брошенной женщины не было предела. – Муж и жена? Закон вспомнил? Даю тебе одну неделю. До конца месяца ты съедешь вне зависимости от того, найдёшь работу или нет. Это моё последнее слово.

Вера Павловна решительно взяла на руки Персика, который до того плотоядно облизывался, поглядывая на Валеру, развернулась и ушла в свою комнату. Включила телевизор, но погрузиться в интеллектуальную атмосферу любимого ток-шоу не получилось. Напряжённые думы тёмными тучами клубились в голове. Весь вечер бедная женщина металась от «я его сейчас убью!» до «а может попробовать?»

В присутствии Валеры были очевидные плюсы. Одиночество, ставшее верным спутником за долгие годы, не показывалось уже целую неделю. Из крана на кухне больше не капало. Не надо было укорять себя за то, что так и не помыла окна. «И Персик к нему привязался», – грустно подумала Вера Павловна.

«Или пусть живёт? – налетела крамольная мысль. – Не как муж, конечно, как сосед. Мужик он работящий, не курит, не пьёт, руки умелые… Так, нужно план работы составить. Первым делом – сделать ремонт в ванной комнате. Трубы совсем проржавели, в прошлом году чуть весь подъезд не затопила. Сантехник залатал, но чувствую, что ненадолго, надо пластиковые поставить. Проводка искрит, как бы пожара не было..»

Вера Павловна села за стол, положила перед собой лист бумаги и начала писать:

1. Ремонт санузла с заменой труб.
2. Сменить обои в гостинной, отциклевать паркет.
3. Поставить пластиковые окна на лоджию.
4. Заменить проводку, люстру в спальне и светильник в прихожей.
5. Выбросить старый телевизор и купить новый.
6. …

Когда Вера Павловна закончила писать, была уже глубокая ночь.

– Ну вот, кажется и всё, – просматривая список из 36-ти пунктов, сказала она. – Если не испугается, то пусть живёт. Сбежит – скатертью дорога.

Глава 3. Первая зарплата беглого мужа

– Утро туманное, утро седое… – пропела Вера Павловна, глядя в окно, потом посмотрела в зеркало на стене и подумала: «Кстати, надо волосы покрасить, корни совсем седые».

С тех пор, как беглый муж поселился у неё в квартире, она стала более тщательно следить за внешностью. Несмотря на то, что уже давно закончила женскую карьеру, Вера предпочитала, чтобы отражение её радовало.

От мыслей о красоте отвлёк Персик, который нетерпеливо плясал перед дверью, приглашая хозяйку на прогулку. Вздохнув и ещё раз критически осмотрев себя в зеркале, она стала одеваться. Через несколько минут вышла из дома и двинулась по направлению к ближайшему парку, прихватив компаньона подмышку.

***

Вернувшись домой, Вера Павловна почувствовала запах кофе и услышала шкварчание яичницы на сковороде. Персик рванул на запах жареного, и ей пришлось поспешить вслед за ним, чтобы не позволить попрошайничать и накормить говяжьим гуляшом из пакетика.

– Верочка, доброе утро! – поздоровался Валера. – Я и на тебя яичницу сделал. С помидорами, как ты любишь.

– Сто раз тебе говорила, что я готовлю себе сама, – недовольно ответила Вера Павловна, открыла крышку мультиварки, бросила туда пару ложек овсянки, плеснула воды и добавила щепотку изюма.

– Молочка бы ещё туда! – посоветовал Валера.

– Я не ем молочных продуктов, – строго ответила Вера Павловна, закрыла крышку мультиварки, нажала кнопку старта и принялась за кормление Персика.

***

Завтрак проходил в молчании. После того, как Валера справился с яичницей, он внимательно посмотрел на Вера Павловну и заговорил:

– Мне сегодня должны первую зарплату перечислить.

Полу-жена удивлённо подняла брови и сказала:

– Мне нет до этого никакого дела.

В былые времена, когда они были полноценной семьёй, она забирала у мужа всё до копейки, а потом выдавала наличные согласно тщательно спланированному бюджету. На этом праве она настаивала, поскольку по профессии была экономистом и лучше разбиралась в эффективном расходовании денежных средств. Дело мужа – результативно зарабатывать, дело жены – эффективно тратить.

Резкий тон не смутил полу-мужа. Чувствуя свою вину, он понимал, что восстановить доверие будет непросто, и приготовился терпеливо сносить всё, что ни пошлёт судьба в лице разгневанной супруги.

– Я это к тому говорю, – пояснил он, – что хочу пригласить тебя завтра в ресторан. Отметить первую зарплату, – возможно, он хотел сказать «моё возвращение», но не решился. – Пойдём?

– Какой ещё ресторан? – недовольно проворчала Вера Павловна. – Мы просто соседи. Не пытайся изображать из себя мужа! А то, что ты начал ремонт, ничего не значит. Это компенсация коммунальных платежей, которые ты не платил пятнадцать лет.

– Верочка, так я и предлагаю по-соседски, – Валера посмотрел, как жена хмурит брови, и добавил: – Ты же не хочешь, чтобы я пригласил в ресторан кого-то другого.

Это был удар в самое сердце, и Вера Павловна ужаснулась. Она совсем упустила вероятность, что Валера может запросто с кем-то познакомиться. Мысли лихорадочно заплясали, почти как Персик при виде гуляша: «А если он захочет развестись? Приведёт новую жену, и будем жить здесь втроём. Ужас! А если он потребует раздела квартиры? Ехать в однушку в спальный район – жесть! Никогда!»

– Ну так как? – напомнил Валера, вопросительно глядя на неё.

– Не знаю, – проворчала Вера Павловна. – Сначала получи деньги, а там посмотрим…

***

Ночью Вере Павловне снился страшный сон. На пороге их квартиры стояла бывшая любовь Валеры, Оксана, в вышиванке и венке с разноцветными ленточками. Она слёзно просила: «Пустите переночевать!» и держала на руках младенца, который надрывно плакал и пускал слюни. От ужаса Вера проснулась и села на кровати, пытаясь отогнать остатки сновидения.

На улице уже забрезжил рассвет, в углу посапывал Персик. Она встала, подошла к окну и долго смотрела на туман, такой густой, что не было видно даже ближайших домов.

«Надо найти краску и покрасить волосы, – подумала Вера Павловна, – вечером в ресторан».

Глава 4. Подарок беглого мужа

В ресторане Вера Павловна не была давно. Обедать – обедала, но чтобы вечером да с живой музыкой, такого припомнить не могла. По Валере было видно, что он тоже к таким местам не привык. Держался напряжённо, долго изучал меню и расслабился только после бокала вина.

Атмосфера смягчилась, но в томную не переходила. Между супругами будто стояла какая-то преграда. Наконец Валера решился, вытащил из кармана пиджака сложенный листок, развернул и протянул Вере.

– У меня для тебя подарок, – сказал он. – На, читай!

– Что это? – спросила Вера Павловна, не дождавшись ответа, развернула и начала читать вслух: – Договор дарения доли квартиры. Мы, нижеподписавшиеся… Даритель безвозмездно передаёт в собственность одаряемому, а одаряемый принимает в дар от дарителя одну вторую долю в праве общей долевой собственности на жилую квартиру номер девять, находящуюся по адресу…

Вера Павловна замолчала и пробежала глазами документ до самого конца, потом удивлённо посмотрела на Валерия и во второй раз спросила:

– Что это?

– Ты же видишь, договор дарения. Вера, я долго думал… Главная проблема между нами – это твоё недоверие ко мне, а ещё – страх, что с моим появлением твоя жизнь ухудшится. Ведь так?

Он вопросительно посмотрел на жену, которая ответила ему немигающим взглядом, и продолжил:

– Что бы я ни говорил, что бы ни обещал, это ничего не изменит. Помнишь, ты мне сказала, что разбитую чашку не склеишь? Это так. Ты всегда будешь бояться, что я кого-то приведу или подам на раздел имущества.

– Ты хочешь подарить мне свою долю? – не веря в происходящее, спросила Вера.

– Да. Видишь, даже договор подготовил и в МФЦ записался. Ты согласна?

– Но ведь ты лишишься прав на квартиру.

– Ну и пусть. Если выгонишь, значит, уйду. Зато ты не будешь бояться и ждать подвоха. А у меня появится шанс начать с тобой заново. Ты согласна?

– Я не могу так поступить. Это будет нечестно.

– Всё честно, эта квартира твоя по праву, я бросил и тебя, и её пятнадцать лет назад, и неизвестно, вернулся бы или нет. Ты прости меня! Это меньшее, что я могу для тебя сделать. Ты открыла мне дверь, пустила, не выгнала. Персик меня полюбил. Неужели я вам подложу свинью? Получится – будем счастливы. Не получится – уйду сам. Так ты согласна?

Вера Павловна думала. Подарок Валеры был спасением от всех сомнений и страхов. Но обобрать человека, лишить единственного жилья – это так некрасиво, не по-человечески…

«А с другой стороны, – подумала одаряемая, – я же не собираюсь его выгонять. Мужик он хороший, не пьющий, работящий, и мне кажется, я его всё ещё немножко люблю. А если уйдёт, вольному – воля».

– Согласна, – ответила Вера Павловна и улыбнулась. – Спасибо за щедрый подарок!

Томно звучала музыка, в бокале игрилось вино и было так хорошо!

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Изображения сгенерированы автором и Kandinsky 2.1