Всех нас, кто ведёт собственный канал, сайт или страничку в соцсети, называют блогерами, но мы очень разные. Одни из нас монетизируют только произведения (свои и чужие), другие – ещё и личную жизнь. Вторые гораздо успешнее. Соблазн выставить напоказ собственную жизнь очень велик, и многие ему поддаются. Кто-то из желания заработать, кто-то, чтобы решить психологические проблемы, некоторые не знают, о чём ещё писать.

Сначала всё идёт прекрасно. Жизнь человека становится зрелищем для других, и это нравится зрителям (читателям). Они с восторгом встречают откровения, поддерживают, аплодируют, подбадривают, дают советы, хвалят. Им нравится наблюдать за блогером, анализировать его поведение, мысли, внешность, тексты. Это очень увлекательно. Блогеру кажется, что у него установились доверительные отношения с его подписчиками. Он чувствует, что приносит себя в дар публике. Радуется обширной аудитории и работает с полной отдачей, зарабатывая при этом неплохие деньги.

Со временем блогер попадает в ловушку того образа, которым привлёк, и становится заложником своих последователей, жертвой их ожиданий и капризов. Он всё более отдаляется от своего внутреннего Я и начинает врать. Некоторые прагматичные блогеры делают это с самого начала, выдавая желаемое за действительное. Они не дарят, а продают себя, поэтому требования аудитории только растут. Люди чувствуют ложь и наказывают за неё.

Популярность и деньги превращаются для многих блогеров в абсолютные ценности, а блогерство – в профессию. Лайки и комментарии радуют больше, чем возможность самовыражения. Чем более противоречивы публикации, тем активнее аудитория. Акция – реакция. Лжи всё больше и больше.

Те, кто пристально следят за блогером, видят обман и не прощают, начинают нападать. Чтобы вернуть их расположение, приходится исполнять ожидания. Чем более разнородны подписчики, тем более невыполнима миссия по их удовлетворению. Блогер чувствует тщетность своих попыток и с ужасом наблюдает за растущим хейтом в своём блоге. Негодуя, он задвигает подальше принципы и берётся за хайп. Хайп и хейт – родные братья и свидетели взаимного презрения блогера и его аудитории.

До блогера доходит, что он стал жертвой по собственному выбору. Он остро чувствует шаткость своего положения и хочет вырваться из порочного круга, но не может. Задаёт вопрос, ради чего он трудится. Сравнивает себя с белкой в колесе. Спрашивает, стоит ли его дутая популярность таких мучений. Наконец он чувствует себя рабом лампы. Наказание свершилось, он заточён и вынужден удовлетворять аудиторию, которую уже ненавидит. Всё чаще говорит о том, что его блог – чемодан без ручки: и оставить жаль, и тащить нет сил.

Понимает, что наказан, но искренне недоумевает: за что? какое преступление совершил?

Ответ на поверхности. Блогер предал себя ради успеха в тот миг, когда позволил себя оценивать. Забыл, что тот, кто превознёс, потом унизит. Кто возвёл на трон, низвергнет. Это правда жизни, по-другому не бывает. Тот, кто ощутил высоту другого, неизбежно почувствует себя униженным, захочет возвыситься и стащит кумира с пьедестала. Если хороший человек, то просто уйдёт.

Блогерство – очень опасный путь, только для сильных духом, действительно интересных и неординарных личностей, которые не поступятся собственной правдой ради денег, лайков и подписчиков. Для других ведение блога – это временный вариант.

Поражение блогера заложено во внешнем успехе, оно – его следствие. Нет ничего постоянного. Почитатели вместо одного блогера найдут другого, более интересного и откровенного, выдающего больше контента в единицу времени, того, кто пока не надоел, не исписался, не исчерпал свою фантазию. Такова жизнь.
Если блогер из личности стал товаром, то имеет жизненный цикл товара: внедрение на рынок, рост, насыщение, уход.

Секрет блогера-долгожителя – оставаться самим собой, не врать и развиваться вместе со своей аудиторией, не обращая внимания ни на хулу, ни на похвалу.

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Художник: Майкл Фицпатрик