Моя бабушка жила на краю деревни. Недалеко было место, которое называли Капище. Никаких идолов там, конечно, не было. Только несколько обыкновенных огородных пугал.

Кто, когда их поставил и менял на них одежду – было загадкой. Но периодически жители узнавали на них чью-нибудь старую одежду. При этом хозяева уверяли, что относили её на помойку. Каким образом она перекочёвывала на чучела, оставалось тайной.

Отношение к капищу было настороженное. Рассказывали, что в старые времена у пугал даже были имена, типа: Огородник, Луговик, Огуречник, Грядочник, Полевик.

Считалось, что они спасают деревню и её угодья не только от птиц и зверей, но и от кикимор, которые по ночам пробираются полакомиться огурцами. А дружбу с ними водят деревенские домовые, которые якобы и снабжают их одеждой. Бывало, что она пропадала прямо с верёвок, на которых сушилась, и оказывалась на пугалах капища.

Некоторые особо суеверные старушки приносили чучелам угощение: яблочки, сливы, у кого, что было. Видели и такое, идёт мимо старичок, да и поклонится, скажет добрые слова пугалам, попросит о защите.

Идолопоклонство не нравилось местным властям. Ещё в советские времена председатель колхоза, обеспокоенный мистическим отношением к этим творениям, велел выкорчевать их и сжечь. Что и было тут же сделано. Устроили целое народное гулянье. Мужики и бабы выдирали из земли пугала и складывали их в костёр, а малолетняя детвора плясала вокруг с криками «Гори, гори ясно!»

Каково же было изумление жителей, когда наутро они увидели пугала на том же месте, краше прежнего. А наутро пошёл град, да такой, что побил весь урожай, превратив грядки с клубникой и огурцами в сплошное месиво.

С тех пор на чучела уже никто не покушался и относился к ним, если не с уважением, то с настороженностью.

Всё своё летнее детство я бегала мимо капища, но приближаться побаивалась по причине суеверия и врождённой трусости.

Как-то перед поступлением в музыкальное училище я отдыхала у бабушки. Мне нужно было много репетировать, иногда я выходила в сад. Однажды со своей скрипкой, и меня будто кто-то позвал со стороны капища. Послышалось: «Соня, сыграй нам!».

Я пошла посмотреть, может и правда, там кто-то есть. Никого. Только мне играть захотелось. И я заиграла Грозу Вивальди, готовила её для поступления. Сама не поняла, что случилось. Играла я так, как никогда прежде. Это было что-то невероятное. Музыка звучала сама по себе, пальцы и смычок двигались помимо моей воли.

Когда я закончила, то услышала: «Спасибо! У тебя всё получится. Не волнуйся!»

Я поступила. А потом долго думала, что же произошло? Кто со мной говорил?

До сих пор, как только я приезжаю к бабушке, сразу иду на капище поздороваться и сказать спасибо. Суеверие? Конечно. Но в этом что-то есть.

Автор: Ольга Фокина-Александровская

Художник: Влодзимеж Куклински